Недавно Украина подписала соглашение об ассоциации с Европейским Союзом и странами-участницами. Нашумевшее событие никого не оставило безразличным и затронуло множество экономико-правовых сфер. Не обошло оно стороной и сферу интеллектуальной собственности, в частности, вопросов защиты прав на торговые марки.
Само соглашение предусматривает его дальнейшее внедрение в законодательство Украины путем внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты, что, в свою очередь, означает весьма ответственную задачу перед государством. Говоря о соглашении, стоит отметить, что оно предусматривает ряд норм, которые в чем-то ограничат украинских производителей, в чем-то предоставят больше свободы, но однозначно создадут благоприятную среду для здоровой конкуренции.
Запрет на использование ряда географических наименований в составе торговых марок
Грядущие изменения в первую очередь повлияют на украинских производителей сельскохозяйственной и пищевой промышленности, так как соглашение вводит прямой запрет на использование в составе торговых марок наименований мест происхождения товара, таких как: шампанское, коньяк, фета и т.п. Как указано в законе Украины «Об охране прав на обозначение происхождения товаров», наименование места происхождения товара – название географического места, которое употребляется для обозначения товара, который происходит из указанного географического места и имеет особые свойства, исключительно или главным образом обусловлены характерными для данного географического места, естественными условиями или сочетанием этих естественных условий с характерным для данного географического места человеческим фактором.
В итоге для производителей алкогольной продукции установлен переходной период в 10 лет, в течение которого необходимо убрать со своих товаров следующие графические наименования: Champagne, Cognac, Madera, Porto, Jerez, Xérès, Sherry, Calvados, Grappa, Anis Português, Armagnac, Marsala, Malaga, Tokaj.
Более сжатые сроки перехода установлены украинским производителям сыро-молочной продукции, использующих в наименованиях Parmigiano Reggiano, Roquefort и Feta. В течение семи лет они должны принять требования соглашения и отказаться от использования вышеуказанных географических наименований на своих товарах. Данные изменения созданы, дабы исключить возможность введения потребителей в заблуждение относительно места производства товаров.
Следует добавить, что в соглашении предусмотрительно закрепили и запрет имитации географических наименований, их транслитерации, перевода или использования с ними формулировок «стиль», «тип», «способ», «который произведенный в», «имитация», «вкус», «подобный» и т.д. Соответственно, замена на этикетке напитка бренди слова «коньяк» на формулировку «вкус коньяк», или «тип коньяк», или «стиль коньяк» будет считаться нарушением. Кроме того, не допускается использование упаковки продукта, которая может вызвать у потребителя ошибочное представление относительно его происхождения. Это означает, что в скором времени с прилавков магазинов исчезнут товары украинского производства, маркированные всем известными названиями: шампанское, коньяк, фета и т.п., а производителям уже пора начать разработку и раскрутку новых этикеток и названий. В противовес, соглашение гарантирует украинским географическим названиям предоставление такого же высокого уровня правовой защиты, как и европейским, а значит – украинские производители могут подчеркивать аутентичность и территориальную особенность своих товаров.
Немаловажно, что относительно всех предусмотренных ограничений содержится оговорка, что продукты, которые произведены и маркированы в соответствии с национальным законодательством до того, как данное соглашение вступило в силу, но которые не соответствуют требованиям этого соглашения, могут продаваться, пока не закончатся на складе.
Открытая база поданных заявок
Помимо ограничений и запретов, соглашение содержит ряд положительных изменений, например, открытие доступа к электронной базе поданных заявок на торговые марки, о которой всегда велись бурные дискуссии. Во многих странах доступ к таким базам уже давно открыт, и любой человек может беспрепятственно ими воспользоваться, проверив, например, подано ли на регистрацию обозначение, схожее с его торговой маркой. Важность этого момента заключается в том, что бороться с «недобросовестными» торговыми марками менее затратно на этапе их регистрации, а не после того, как они уже получили охранный документ.
Украинским законодательством предусмотрена возможность подачи возражения против поданной заявки на регистрацию торговой марки, если собственник торговой марки считает, что она нарушает его права, но до открытия такой базы подобные мониторинги являются финансово и временно затратными. В настоящее время собственники торговых марок стоят лицом к лицу с проблемой ограниченного доступа к базам, поэтому внедрение такой политики открытости позволит масштабно и оперативно проводить мониторинг поданных заявок и своевременно выявлять «нарушителей».
Резюмируя, отметим, что после подписания соглашения украинским производителям потребуется провести большой объем работы, состоящий из аудита принадлежащих им объектов интеллектуальной собственности, создания и раскрутки новых торговых марок. Потребителям же остается запоминать новые слоганы, названия и этикетки.Шум Елена,
юрист ЮК "Картушин Партнерз"
Ссылка на статью "Форбс Украина"